Разрешается ли надевать специальную одежду во время похорон и принятия соболезнований?

Ответы на вопросы

Вопрос №109:
У нас в республике, как вы знаете, есть традиция надевать головной убор во время похорон, и, как мы слышали ранее, выделять определенной одеждой похороны, принимать соболезнования и т. д. является нововведением. Но также слышим, что нет в этом ничего страшного. Разъясните, пожалуйста, данный вопрос, т. к. он стоит остро для наших старших и для тех, кто не соблюдает свои религиозные обязанности.

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ

Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.

Похороны в Исламе имеют определенные границы, ритуалы и обряды, и эта тема не оставлена без внимания. Наша религия дает нам ясное представление о том, как мы должны хоронить умершего, какие обряды следует исполнять по отношению к нему, и обо всем том, что имеет к этому отношение. И то, что некоторые люди надевают определенную одежду, в том числе головной убор, считая, что она предназначена специально для похорон, является нововведением.

Если же мужчины надевают головные уборы, когда приходят на многолюдные собрания, где находятся старшие, или в мечеть, то в этом нет проблем. То есть при случаях, когда обычно это принято на Кавказе или в других мусульманских регионах, но не по причине того, что это религиозное постановление. Так принято среди этого народа, как и во времена Пророка ﷺ было принято надевать чалму. Я не знаю ни одного достоверного хадиса, когда Пророк ﷺ был без головного убора. Он был постоянно в головном уборе, и это было его обычаем, кроме как на Хадже и ‘Умре, или когда ему делали хиджаму. По сегодняшний день во многих мусульманских регионах этот обычай остался, и не принято приходить в мечеть на джум’а или пятикратную молитву без головного убора, — как и во времена Пророка ﷺ.

Таким образом, если человек надевает головной убор, чтобы выглядеть солидным и представительным, а также с целью уважения к присутствующим старшим, это является дозволенным.

Если же он никогда не носит головной убор, а надевает его только на время похорон, — то, несомненно, это является нововведением в нашей религии. И, как сказал Пророк ﷺ в достоверном хадисе: «Всякое нововведение является заблуждением»[1].

А Аллаху ведомо лучше.

Абу Ислам аш-Шаркаси
Эр-Рияд, Саудовская Аравия
18 Раби́’у ль-аууаль 1440 г. (26.11.2018)


[1] Сахих Муслима, хадис № 867, т. 3, с. 11; Сунан Ан-Насаи, хадис № 1578, т. 3, с. 188; Сунан Ибн Маджа, хадис № 42, т. 1, с. 71; Сунан Ад-Дарими, хадис № 96, т. 1, с. 228; Муснад Ахмада, хадис №14334, т. 22, с. 237; а также хадис № 17144, т. 28, с. 373.


Новые публикации