Развод жены по требованию матери

Ответы на вопросы

Вопрос №44:
Есть ли на мужчине обязанность развести жену, если мать не принимает ее из-за личной неприязни?

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ

Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.

Подобный вопрос был задан имаму Ахмаду e, к которому пришел человек и сказал, что отец призывает его развестись с женой, на что имам Ахмад e ответил: «Не разводись с ней». Тогда этот человек сказал: «Разве ибн Умар 5 не развелся со своей женой, когда его отец Умар ибн аль-Хаттаб повелел ему это?[1]». На что имам Ахмад e изрек: «Если твой отец Умар ибн Аль Хаттаб E — тоже разведись»[2]. Из этого ученые сделали вывод, что, когда родители мужчины требуют развода, то надо взглянуть на эту ситуацию с двух сторон.

1. Если они требуют развода, на который у них имеется довод, а не просто из-за неприязни. Например, если его родители за ней заметили, что она выходит на улицу без разрешения мужа или общается с какими-то посторонними мужчинами, и так далее, а иногда родители могут заметить то, что не заметит муж, в том случае, когда, например, они живут вместе. Тогда родители скажут об этом сыну для того, чтобы сохранить его кров, честь, его потомство, но иногда они не могут эту женщину обвинить в чем-то конкретном, хотя имеются косвенные моменты, которые им не нравятся, в связи с чем они просят развод с этой женщиной. И нет сомнения, что когда все обосновано, то он разводится с ней, прислушиваясь к своим родителям.

2. Если же их доводы основаны на неприязни, например, она другой нации, или не разговаривает хорошо на их языке, или имеет профессию, которая им не нравилась, и так далее, то эти доводы в шариате не имеют значения. Раз она уже стала его женой, то не важно, чем она раньше занималась, была ли, образно говоря, медсестрой или уборщицей. Сегодня она жена этого человека, и он с ней не разводится, кроме как на основе доводов, которые имеют вес в шариате.

Поэтому нет подчинения родителям в том, что является вредом. Нет сомнения, что развести эту женщину без явной причины является для нее вредом из-за того, что просто его родители не хотят, чтобы он с ней жил, а хотят его женить на более богатой женщине или знатной, например, и т. д. В Исламе это не имеет значения, и если он на ней женился и живет с ней, и нет явных причин для развода, то она остается его женой, и он не прислушивается к родителям в этом вопросе.

А Аллаху известно лучше.

Абу Ислам аш-Шаркаси
Эр-Рияд, Саудовская Аравия
6 Сафар 1440 г. (15.10.2018.)


[1] История приводится в Сунан Абу Дауда, № 5138; Сунан Ат-Тирмизи, № 8189; Сунан Ибн Маджа, № 2088.

[2] Аль-Адаб аш-Шар’ия, Ибн Муфлих, т. 1, с. 475.


Новые публикации