Десять советов во время эпидемий


بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ

Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.

В достоверных сборниках имамов аль-Бухари и Муслима, да будет доволен ими Аллах, передается, что когда сподвижники переселились в Медину, одним из первых испытаний, постигших их, стала эпидемия[1]: в Медине свирепствовала лихорадка, которая поразила некоторых сподвижников. Те, кто думает, что наш Пророк ﷺ и его сподвижники прошли свой путь с комфортом, цветами, подарками, сильно ошибаются. Путь Пророка ﷺ и его сподвижников был полон испытаний и бедствий, но они прошли его достойно и показали наилучший пример всем последующим поколениям.

Итак, одним из первых испытаний после переселения была лихорадка, которая свирепствовала тогда в Медине. У мухаджиров, которые только переселились туда, не было никакого иммунитета против этой болезни, и многие из них заболели. Передается, что в числе заболевших были Абу Бакр и Биляль, да будет доволен ими Аллах. Когда Абу Бакра отпускала лихорадка, он говорил:

كُلُّ امْرىءٍ مُصَبَّحٌ فِي أهلِهِ      والْمَوْتُ أدْنَى مِنْ شِرَاكِ نَعْلِه

«Каждый человек просыпается утром среди свои близких, а его смерть ближе к нему, чем ремешки его сандалий».

Каждый из нас просыпается и думает, что он будет веками жить в этом мире; и каждый уверен, укладываясь спать, что завтра он проснется и будет жить долго. Однако, на самом деле, смерть ближе к человеку, чем ремешки его сандалий. В то время носили сандалии, и ремешки этих сандалий были самой отдаленной частью одежды человека; чтобы завязать их, нужно было нагнуться или сесть, в то время как остальную одежду надеть гораздо проще. Получается, что обувь — это самая далекая часть одежды, для надевания которой нужно либо присесть, либо нагнуться. Поэтому именно этот пример приводит Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, указывая на близость смерти. Хотя ремешки сандалий и кажутся далекими по сравнению с остальной одеждой, это все равно очень близко. Человек не знает, сколько он проживет.

Когда же лихорадка отпускала Биляля, он говорил: «О, если бы мог я вернуться в Мекку и увидеть травы, растущие возле нее, и горы, что ее окружают…» Болезнь, охватившая его, была настолько сильной и мучительной, что Биляль даже захотел вернуться в Мекку. Мы видим, что сподвижники не находились на одном уровне веры, упования и терпения, несмотря на то, что все они были праведниками и лучшими из людей. Понятно, что Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, сильно отличается от других сподвижников.

Увидев тяжелое состояние своих сподвижников, Пророк ﷺ сделал дуа, попросив Аллаха: «О Аллах, сделай Медину любимой для нас, так же как и Мекку, или даже больше, и избавь ее от этой болезни, и сделай ее благословенной»[2]. Аллах ответил на эти мольбы, и избавил Медину от лихорадки, и благословил этот город, и мухаджиры полюбили его так же, как Мекку, и даже больше.

 Что мы видим в этой истории? Мы видим то, что называют эпидемией опасную инфекционную болезнь, которая быстро распространяется и приводит к смертельным исходам. Это не ново. Эпидемии были во времена Пророка ﷺ, были и до него, и после него. Как мусульмане относились к этому бедствию? Именно об этом мы хотим сегодня напомнить себе, в первую очередь, а также нашим братьям и сестрам, которые наблюдают за происходящим сегодня в мире и хотят узнать что-либо из Сунны нашего Пророка ﷺ, имеющее отношение к этим событиям.

Мы приведем десять советов, назиданий и напоминаний, взятых из Священного Корана и достоверной Сунны, и относящихся к эпидемиям и болезням.

Первый совет — не верить всему, что говорят люди. Сегодня газеты, каналы, всевозможные социальные сети переполнены информацией, слухами и прогнозами об этой болезни, и большая часть всего этого не имеет под собой никакой основы.

Всевышний Аллах сказал в Своей Священной книге:

وَإِذَا جَاءَهُمْ أَمْرٌ مِّنَ الْأَمْنِ أَوِ الْخَوْفِ أَذَاعُوا بِهِ ۖ 

«Когда до них доходит известие о безопасности или опасности, они разглашают его»
[сура «ан-Ниса», аят 83].

То есть они распространяют это известие дальше, не убедившись в его достоверности. Аллах порицает подобное деяние. Также передается в достоверном хадисе от Пророка ﷺ: «Достаточно для человека греха, если он рассказывает обо всем, что он услышал»[3]. Не нужно передавать все, что ты услышал, не проверив это! «В одной стране столько-то погибло, в другой стране столько-то инфицированных, в третьей стране столько-то похоронили…»

Многие из этих новостей недостоверны. Мы не должны уподобляться немусульманам, которые берут откуда попало эти новости, в результате распространяется паника и люди становятся подобны диким животным, и специально нагнетается обстановка. Именно в таких экстраординарных ситуациях и проявляются среди мусульман праведные люди, которые следуют Корану и Сунне, — они не идут на поводу у всевозможных слухов, прогнозов, скандальных статей или поддельных роликов.

Второй совет — брать информацию только из официальных достоверных источников. Сказал Всевышний Аллах в том же аяте, который мы упомянули выше:

وَلَوْ رَدُّوهُ إِلَى الرَّسُولِ وَإِلَىٰ أُولِي الْأَمْرِ مِنْهُمْ لَعَلِمَهُ الَّذِينَ يَسْتَنبِطُونَهُ مِنْهُمْ ۗ 

«Если бы они обратились с ним к Посланнику и обладающим влиянием среди них, то его от них узнали бы те, которые могут исследовать его»
[сура «ан-Ниса», аят 83].

Те, кто обладает властью и знанием, выведут правильное решение из имеющихся фактов. Поэтому не надо распространять сведения из недостоверных источников. Информацию следует брать только из проверенных источников, от тех людей, которые известны своей честностью и праведностью, даже если они немусульмане. Мы не говорим, что все немусульмане лжецы, среди них тоже есть честные люди. Есть организации и отдельные люди, которые освещают события только на основании фактов и доводов, не опираясь на эмоции.

Третий совет — полностью уповать на Аллаха. Именно в таких ситуациях видно, насколько люди, которые уповают на Аллаха, отличаются от тех, которые уповают на причины. На причины нельзя уповать, причины нужно создавать, но уповать нужно только на Аллаха.

Говорит Всевышний Аллах в Коране:

وَمَن يَتَوَكَّلْ عَلَى اللَّهِ فَهُوَ حَسْبُهُ ۚ 

«Тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его»
[сура «ат-Талякъ», аят 3].

 Пророк ﷺ сказал: «Знай, что все, что тебя постигло, не могло тебя миновать, и все, что тебя миновало, не могло тебя постигнуть»[4].

Упование на Аллаха — это не просто слова, которые можно сказать или написать в статье или социальных сетях. Это нечто великое в сердце человека, отражающееся на его действиях. Мы помним историю о том, как ‘Умар, да будет доволен им Аллах, отправился в Шам, но ему сказали, что там эпидемия, и он собрал мухаджиров и ансаров, чтобы посоветоваться с ними. Обратите внимание, что он не вынес решение сразу, хотя был халифом, правителем мусульман. Вопрос чумы — это очень серьезно, поэтому он собирает мухаджиров и ансаров и спрашивает их: «Как вы думаете, продолжить ли нам свой путь или вернуться?» Мнения разделились, и ‘Умар решил вернуться, тогда один из сподвижников сказал ему: «Ты бежишь от предопределения Аллаха», — на что ‘Умар ему ответил: «О Абу Убейда, если бы сказал это кто-то другой! Поистине, мы бежим от предопределения Аллаха к предопределению Аллаха»[5] — то есть ‘Умару не понравилось, что именно этот сподвижник говорит ему такие слова. Именно такое упование и является правильным!

Четвертый совет — создавать правильные причины, одной из которых является очищение. Известно, что исламская Умма — самая чистая община на земле, если она придерживается Сунны. Если мусульмане придерживаются Сунны Пророка ﷺ, то они являются самыми чистыми людьми, как в духовном, так и в материальном смысле. Нет ни одной религии, приверженцы которой были бы обязаны пять раз в день совершать омовение, омывать те части тела, которые предписано омывать мусульманам. Наш Пророк ﷺ сказал: «Чистота — половина веры»[6]. Почему распространяются болезни? Потому что люди не очищаются от грязи, бактерий и нечистот. Одна из главных причин именно в этом и заключается.

Пятый совет — меньше выходить из дома и избегать больших скоплений людей, если в этом нет необходимости. Пророк ﷺ сказал в достоверном хадисе: «لا عدوى» — «Нет инфекции»[7]. Что это значит? Во времена джахилии арабы думали, что инфекция — это нечто осязаемое, подобное какому-то существу, которое ходит и забирает жизни людей. Пророк ﷺ пояснил, что нет такого, и что это представления времен джахилии. И дальше Абу Хурейра, да будет доволен им Аллах, добавляет, что Пророк сказал: «Больного не заносят к здоровому»[8]. То есть, если вы знаете, что в обществе распространилась болезнь, — не нужно лишний раз выходить, собираться понапрасну, присоединяться к каким-то скоплениям людей.

Шестой совет — не путешествовать в те страны, где распространилась эта болезнь, и не выезжать из таких стран. Пророк ﷺ сказал: «Если вы услышите, что чума распространилась в какой-нибудь земле, не приезжайте туда, если же она распространится на той земле, где вы находитесь, не покидайте этой земли, убегая от нее»[9]. Если в той стране, где вы находитесь, началась эпидемия, не нужно бежать оттуда, потому что вы будете распространять болезнь; оставайтесь там, делайте дуа, создавайте причины, чтобы не заболеть, но не нужно выезжать. Нужно проявить терпение.

Седьмой совет — проявлять терпение. Он относится и к тем, кто находится в месте распространения болезни, и к тем, кто уже заболел. Приводится от ‘Айши, да будет доволен ею Аллах, что однажды она спросила Пророка ﷺ об эпидемиях, о чуме, и он ﷺ сказал ей: «Поистине, это наказание, которое Аллах насылает, на кого пожелает. Но Аллах сделал это милостью для верующих. Верующий, который узнает, что в его стране началась эпидемия, и останется там, проявляя терпение и зная, что постигнет его лишь то, что предписано ему Аллахом, получит награду шахида»[10].

То есть, если человек оказался в той местности, где свирепствует эпидемия, остался в этой местности, проявлял терпение и создавал причины, чтобы не заболеть, ему будет записана награда шахида. В другом хадисе сказано: «Чума — это мученичество (шахада) для каждого мусульманина»[11]. В третьем хадисе Пророк ﷺ говорит: «Пятеро являются шахидами: умерший от чумы, умерший от болезни живота, утонувший, погибший под обломками и павший на пути Аллаха»[12].Поэтому не следует забывать, что терпение и знание о том, что человека постигнет лишь то, что предписал ему Всевышний, возводит мусульманина на уровень шахидов, мучеников.

Восьмой совет — прикрывать еду и питье. В достоверном хадисе от Джабира ибн ‘Абдуллаха, да будет доволен им Аллах, передается, что Пророк ﷺ сказал: «Прикрывайте посуду и сосуды с водой, поистине в году есть ночь, в которую нисходит чума, которая непременно проникает в любой открытый сосуд»[13].

Этот достоверный хадис привел имам Муслим в своем сборнике, и мусульмане должны знать, что следует прикрывать еду и питье, чтобы болезнь не распространилась и они не стали источником ее распространения.

Девятый совет — усердствовать в мольбах: как в частных, чтобы Аллах спас от болезней вас, ваших близких, ваших родственников, ваших соседей, тех, кого вы любите; так и в общих, чтобы Аллах избавил людей от этой эпидемии и защитил всех мусульман. Пророк ﷺ сказал: «Прибегайте к Аллаху за защитой от трудностей испытания, от того, чтобы не постигло вас бедствие, дурного предустановления и злорадства врагов»[14]. Подобные эпидемии, поражающие огромное количество людей, как раз относятся к подобным испытаниям.

Десятый совет — возвращаться к вере. Это возвращение к настоящей вере, к единобожию, потому что спасение — только от Аллаха, а Аллах спасает верующих. Когда пророк Юнус, мир ему, оказался в бедствии, из мрака он воззвал к своему Господу, Свят Он и Велик:

فَنَادَىٰ فِي الظُّلُمَاتِ أَن لَّا إِلَٰهَ إِلَّا أَنتَ سُبْحَانَكَ إِنِّي كُنتُ مِنَ الظَّالِمِينَ . فَاسْتَجَبْنَا لَهُ وَنَجَّيْنَاهُ مِنَ الْغَمِّ ۚ وَكَذَٰلِكَ نُنجِي الْمُؤْمِنِينَ

«Он воззвал из мрака: «Нет божества, кроме Тебя! Пречист Ты! Воистину, я был из числа несправедливых!». Мы ответили на его мольбу и спасли его от печали. Так Мы спасаем верующих»
[сура «аль-Анбия», аяты 87-88]

Аллах спасает верующих, поэтому пора вернуться к Иману. Тем людям, которые отдалились от веры, благочестия, праведности, пора вернуться к ним. Эпидемии приходят для того, чтобы напомнить верующим, что человек может умереть в любую минуту, чтобы они вернулись к вере, чтобы они поняли, что этот мир — лишь испытание. Эта жизнь мимолетна. Кто-то проживет день, кто-то час, кто-то сто лет — но в итоге все умрут, без исключения. Все люди умирают, лучшие из людей умирали, — а кто готов к этому? Кто готов вернуться к Аллаху? Для того, чтобы мы задумались об этом, Аллах и посылает эти испытания.

Аллах посылает эти испытания также для того, чтобы мы обратили внимание на больных, находящихся рядом с нами, на то, что они нуждаются в нашей помощи. Вокруг нас очень много больных и без этой эпидемии. Есть болезни, от которых люди не нашли пока никаких лекарств. Есть инвалиды.

Несомненно, очень много назиданий заключено в этой эпидемии, и каждый верующий должен извлечь из нее полезные уроки, обратить внимание на свои недостатки, вернуться к Аллаху и укрепить свою веру. Пусть это испытание обернется для нас возвращением к Иману, возвращением к единобожию и глубоким осознанием того, что только Аллах может излечить человека и остановить эту эпидемию. Только Он. Все люди собрались сегодня со всеми своими технологиями, со всеми университетами, академиями, научными центрами — и они не могут остановить эту эпидемию. Она не вчера началась, ей уже как минимум несколько месяцев, и ее никто не может остановить. Разве это не знамение, что у Аллаха есть такие воины, такие войска, которые изменят этот мир в одно мгновение, если пожелает Всевышний?

Посмотрите, сколь многое сегодня поменялось. Разве месяц назад кто-нибудь мог предположить, что такие события будут происходить в мире? Никто не думал, что такое вообще возможно. Сегодня мир уже стал другим, не таким, как месяц назад. Просто одна болезнь, просто вирус, который не могут вылечить… Если Аллах пожелает, Он ниспошлет в этот мир что-то иное, отличное от этого вируса, — и мир полностью изменится. У Аллаха есть силы на все, что Он пожелает. Поэтому единственное решение, существующее для нас, — вернуться к Аллаху, следовать Его религии.

Всевышний Аллах говорит в Коране:

وَمَن يَتَوَكَّلْ عَلَى اللَّهِ فَهُوَ حَسْبُهُ ۚ 

«Тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его»
[сура «ат-Талякъ», аят 3].

 Уповающий на Аллаха не переживает по поводу происходящего, он не впадает от этого в истерику, не испытывает стресса или депрессии. Мы видим сегодня, какая истерика у неверующих, у атеистов, у далеких от религии людей, какой ужас на их лицах. Почему? Потому что у них нет веры, нет упования, они живут только этим миром. У них нет ничего другого, кроме этого мира, в отличие от верующих, которые знают, что этот мир — всего лишь краткое испытание.

Однажды Ибн Хаджар — один из великих имамов нашей Уммы, будучи главой всех судей Египта, выехал из своего дворца в окружении своей свиты и своих учеников. Все они были в красивых одеждах и на прекрасных породистых конях. И вот его остановил один иудей и сказал: «О имам, разве ваш Пророк не сказал, что эта дунья — тюрьма для верующего и рай для неверных? Однако, сегодня мы видим обратное: вы живете в роскоши во дворцах, ездите на лучших конях и надеваете лучшие одеяния, а мы живем в унижении и у нас нет ничего из этого. Как понимать хадис вашего Пророка?» И ответил ему Ибн Хаджар: «Нет сомнения в словах нашего Пророка ﷺ! Поэтому когда верующий вернется к Аллаху, он увидит такую награду, по сравнению с которой этот мир покажется для него жалкой тюрьмой. Даже тот, кто был в этом мире правителем, окруженным немыслимой роскошью, посчитает этот мир тюрьмой по сравнению с той наградой, которую даст ему Сам Всевышний в Судный день. Тот же, кто вернется к Аллаху неверным, увидев наказание, которое ему уготовано, посчитает эту дунью раем. Даже если он был в этом мире самым нищим, самым бедным, самым ничтожным человеком, он посчитает этот мир раем по сравнению с тем наказанием, которое его ждет».

Поэтому, уважаемые братья и сестры, не забывайте о том, что итогом любой жизни является следующий мир. Все мы направляемся к нему, и все мы вернемся к Аллаху, каждый из нас предстанет перед Ним, и с каждым Аллах будет говорить по отдельности, и у каждого будет свой суд. И не помогут человеку в этот День ни родственники, ни близкие, ни дети, ни родители. Никто ему не поможет. Поможет ему только то, что он сделал из благого, каким он был в этом мире, на чем он умер и как он вернулся к Всевышнему.

Просим Аллаха сделать нас теми, кем Он доволен, чтобы мы вернулись к Нему праведными рабами и были в этом мире благом для всех народов, призывая их к единобожию, призывая их к истине!

А Аллаху известно лучше.

Во многих странах в связи с эпидемией отменены все коллективные молитвы, в том числе и пятничная. Что делать в данном случае: совершать ее дома или совершать вместо нее зухр?

Что касается молитвы в джамаате — нет сомнения, что это является обязательным для верующих. Однако, если в той или иной местности авторитетные, обладающие знаниями мусульмане решили отменить коллективные молитвы по причине опасности распространения болезни из-за больших собраний, то нужно следовать этому решению и не нарушать его. В таких ситуациях на мусульманах нет никакого греха за оставление коллективных молитв. Однако люди, выносящие такое решение, должны подходить к нему очень серьезно. Нельзя брать на себя такую ответственность под влиянием эмоций или под воздействием недостоверной информации, а сегодня очень много информации распространяют всякие газеты, сайты, и не вся она является истиной. Отмена коллективных молитв — это очень непростое и очень ответственное решение, необходимо все тщательно и без спешки взвесить. Если в регионе есть реальная опасность развития эпидемии, тогда можно отменить коллективные молитвы.

Если в данном регионе опасности нет, нет случаев заражения, то нет и необходимости в отмене коллективных молитв. Можно предпринимать другие профилактические меры: предупредить людей, чтобы не приходили те, кто почувствует недомогание; использовать какие-то антисептические или дезинфицирующие средства в мечетях, маски надевать и так далее.

Мы сейчас обращаемся к обеим категориям людей. Простые мусульмане пусть следуют за теми, кто обладает знаниями и властью в данной местности. Пусть делают то, что им сказали, не нужно противиться или что-то придумывать. На них не будет греха, если они оставят коллективные молитвы по решению мусульманских властей, будь то духовное управление или какое-то собрание мусульман. Если те приняли неправильное решение, не имея для него серьезных причин, то грех ляжет на них, а не на простых мусульман. Те же, кто принимает решение, пусть подойдут к этому грамотно и ответственно, с учетом всех факторов, времени и места.

То есть мусульмане не собираются дома и не совершают пятничный намаз, а молятся дома четыре ракаата зухра?

Да, если коллективные молитвы отменены, в пятничный день каждый совершает дома зухр в четыре ракаата, как обычно со своей семьей, и этого достаточно.

Если посуда осталась не накрытой, как наутро следует поступить с продуктами из этой посуды?

Если посуда не была накрыта, то еду, которая в ней находилась, можно есть. Мы не можем со стопроцентной уверенностью сказать, что именно этого сосуда именно этой ночью коснулась болезнь, у нас нет на это довода. Один Аллах знает, что произошло с этим сосудом или с этими продуктами, поэтому их можно употреблять в пищу, если нет явного доказательства обратного.

Как говорят арабы: «Профилактика лучше, чем лечение». Поэтому нужно закрывать сосуды с едой и питьем в целях профилактики, но если кто-то забыл это сделать, это не означает, что с утра нужно выкидывать эти продукты, если они пригодны для еды или питья.

Если местность поразила эпидемия, то мусульманину следует оставаться там и стать мучеником, если этого пожелает Аллах, или он имеет право покинуть эту землю?

Хадис Пророка ﷺ относительно подобной ситуации предельно ясен. Если в ту землю, где ты находишься, пришла эпидемия, уезжать оттуда нельзя, чтобы не стать источником дальнейшего распространения болезни. Это ясный приказ Пророка ﷺ, не нужно ему противоречить и пытаться убежать от эпидемии. Поэтому оставайся дома, создавай причины, чтобы не заболеть самому и оградить от болезни свою семью, и полагайся на Аллаха. Все в Руках Всевышнего.

Разъясните, пожалуйста, более подробно, что означает: началась эпидемия? Например, в некоторых регионах зафиксирован один случай заболевания, Это же не говорит о том, что в этом регионе эпидемия уже началась?

Нет, конечно. Один-два человека — это не эпидемия. В любой стране какое-то количество людей умирает от простого гриппа или в результате аварий и несчастных случаев, мы же не называем это эпидемией. Во всемирной организации здравоохранения существуют стандарты, позволяющие определить, затронут регион эпидемией или нет. Условно говоря, когда тысячи людей болеют и сотни умирают — это уже эпидемия. А если несколько случаев на всю страну, как например, говорят, что в России на 150 миллионов человек около несколько сотен заболевших — это не эпидемия. То есть из России сейчас можно выехать, это не будет бегством из местности, где распространилась болезнь. Но несмотря на это, нужно быть внимательным, нужно создавать дозволенные причины.

Можно ли принимать лекарства для профилактики, или это будет означать, что у человека нет упования на Аллаха?

Конечно, можно принимать лекарства для профилактики. Пророк ﷺ не призывал нас отказываться от лекарств, наоборот, он ﷺ сказал: «Какую бы болезнь ни ниспослал Аллах, Он обязательно ниспосылает и средство ее исцеления»[15]. Когда Аллах посылает болезнь, Он дает и лекарство от нее. Кто-то знает эти лекарства, эти способы лечения, кто-то не знает их. Поэтому, если люди открыли какие-то лекарства, нет проблем использовать их.

Здесь важно упомянуть и другие причины, кроме лекарств, поскольку эта болезнь особенно распространяется среди старых и больных людей с ослабленным иммунитетом, необходимо обращать внимание на свое здоровье: заниматься спортом, правильно питаться, вести здоровый образ жизни, отдаляться от всего запретного. Без сомнения все это является причинами для того, чтобы избежать болезни, и все эти причины дозволены, лекарства в том числе.

Если сосуд находится в холодильнике, его тоже следует накрывать или нет?

Нет, если сосуд находится в холодильнике или в другой закрытой емкости, он подобен накрытому.

Какие дуа из Сунны лучше делать в этой ситуации?

Дуа, которому Посланник Аллаха обучал своих сподвижников:

اللهم إني أعوذ بكَ مِنْ جَهْدِ البَلاَءِ ، وَدَرَكِ الشَّقَاءِ ، وَسُوءِ القَضَاءِ ، وَشَمَاتَةِ الأَعْدَاءِ

[Аллахумма инни а’узу бикя мин джахди ль-баля, уа дараки ш-шакъа, уа су иль-къада, уа шаматат иль-а’да]

«О Аллах, я обращаюсь к Тебе за защитой от трудностей испытания, от того, чтобы не постигло вас бедствие, дурного предустановления и злорадства врагов»[16].

Также можно говорить и другие достоверные дуа, известные из Сунны, и, конечно, утренние и вечерние азкары, которые являются сильной защитой от болезней и для самого человека, и для его семьи.

Если умерший от коронавируса считается шахидом, означает ли это, что его не следует омывать?

Нет, такой человек является шахидом у Аллаха.

Шахиды бывают трех видов.

1. Шахид у Аллаха и у людей — это человек, который погиб в бою на пути Всевышнего. Мы не омываем его тело и не покрываем его саваном, то есть хороним его в той одежде, в которой он погиб, и не совершаем над ним джаназу; он не нуждается во всем этом.

2. Шахид у людей, но не у Аллаха — это тот, кто погиб на пути Аллаха, не обладая правильным намерением. Мы хороним его как шахида, то есть не совершаем над ним джаназу, не покрываем его саваном и не омываем его. В этом мире мы относимся к нему как к шахиду, но перед Аллахом он таковым не является по причине отсутствия у него правильного намерения.

3. Шахиды у Аллаха — это те, о которых идет речь в данном случае: умерший от эпидемии, погибший под обломками, утонувший, женщина, умершая при родах и так далее — все эти люди являются шахидами перед Аллахом, но в этом мире к ним относятся как к простым мусульманам и хоронят их как простых мусульман, омывая их, заворачивая в саван и совершая над ними джаназу.

Стоит ли идти на пятничную молитву, если у тебя признаки ОРВИ, температура, кашель и насморк?

Нет, не стоит. Лучше остаться дома, чтобы не стать причиной распространения болезни. Нужно остаться дома, пройти необходимую проверку, чтобы узнать точно, что это за болезнь, и не соприкасаться с людьми, пока не будет ясности в этом вопросе.

Нужно ли создавать причины, надевать маски и носить перчатки?

Если в этом есть польза, то, конечно, нужно создавать причины. Какие именно — такие вопросы лучше задавать не мне, а врачам, медработникам, специалистам, которые в этом разбираются. Это уже чисто медицинские вопросы: кому именно следует надевать перчатки или маски, какие именно их виды и так далее.

Есть известный хадис про упование: «Привяжи верблюда, а потом уповай на Аллаха». Как придерживаться середины и не впасть в крайности в вопросе создания причин от заражения коронавирусом?

Об этом мы уже говорили сегодня. Вспомните хадис от Абу Хурейры, который передал, что Пророк ﷺ сказал: «لا عدوى», — то есть нет инфекций, — а затем Абу Хурейра добавил: «Однако Пророк ﷺ вместе с этим сказал: «Больного не заносят к здоровому»». Вот это и есть середина. С одной стороны, нужно уповать на Аллаха, зная, что все происходит лишь по Его предопределению, а с другой стороны, нужно создавать дозволенные причины.

Если мы знаем, что в какой-то местности болезнь, не нужно туда направляться. Если мы знаем, что какие-то действия принесут вред, не нужно их совершать. Нужно сторониться всего, что может принести вред, как это сделал ‘Умар, да будет доволен им Аллах, сказав при этом: «Мы бежим от предопределения Аллаха к предопределению Аллаха». Это и есть середина. Есть одна крайность — уповать, не создавая причин; есть вторая крайность — забывать про упование, опираясь только на причины; а между ними находится середина, суть которой объяснил нам Пророк ﷺ и его сподвижники.

Если я нахожусь в той местности, где уже началась эпидемия, но это не то место, где я живу, и мне нужно попасть домой через какое-то время, можно ли мне совершить эту поездку?

Если это место эпидемии, то лучше не покидать его. Однако если есть крайняя необходимость, виза, например, заканчивается, или есть другая безотлагательная причина, тогда можно выехать, но сразу по приезду следует обратиться в соответствующие учреждения и пройти необходимую проверку, чтобы не стать источником распространения болезни.

В одном из городов России объявили, что пятничная молитва пройдет в онлайн режиме. Дозволено ли подобное?

Пятничную молитву не совершают таким образом. В онлайн режиме коллективная молитва не совершается, потому что ее условиями являются ряды и то, что эти ряды должны быть соединены с имамом, то есть находиться с ним на одной территории, без наличия сплошной преграды. Бывает, что джамаат настолько огромный, в аль-Хараме например, что дальние ряды не слышат непосредственно имама, слышат его слова либо через микрофон, либо посредством людей, стоящих ближе к имаму. Но ряды соединены с имамом, поэтому такая молитва принимается. Понятно, что в онлайн режиме нет рядов, или если собрались несколько мусульман и ряды есть, то они не соединены с имамом, соответственно, такая молитва не принимается.

Болезни являются искуплением только малых грехов или больших тоже?

Болезни являются искуплением грехов, а каких именно — решение за Аллахом. Есть мнение ученых, что большие грехи искупаются только покаянием, и это мнение сильное. Однако милость Аллаха обширна, и Он может простить человеку все его грехи, когда Он пожелает и как Он пожелает.

А Аллаху известно лучше.

Абу Ислам аш-Шаркаси
Эр-Рияд, Саудовская Аравия
25 Раджаб 1441 г. (19.03.2020)


[1] Сахих аль-Бухари, хадис от ‘Аиши под № 1889; Сахих Муслима, хадис № 1376.

[2] Сахих аль-Бухари, хадис от ‘Аиши под № 1889; Сахих Муслима, хадис № 1376.

[3] Сахих Муслима, хадис от Хафса ибн ‘Асыма под № 5.

[4] Муснад Ахмада, хадис от Зейда ибн Сабита под № 21611.

[5] Сахих аль-Бухари, асар от Ибн ‘Аббаса под № 5729; Сахих Муслима, асар №2219.

[6] Сахих Муслима, хадис от Абу Малика аль-Аш’ари под № 233.

[7] Сахих аль-Бухари, хадис от Абу Хурайры под № 5707; Сахих Муслима, хадис № 2220.

[8] Сахих Муслима, асар от Абу Хурайры под № 2221.

[9] Сахих аль-Бухари, хадис от Усамы ибн Зейда под № 3476; Сахих Муслима, хадис № 2218.

[10] Сахих аль-Бухари, хадис от ‘Аиши под № 3474.

[11] Сахих аль-Бухари, хадис от Анаса ибн Малика под № 2830; Сахих Муслима, хадис № 1916.

[12] Сахих Муслима, хадис от Абу Хурайры под № 1914.

[13] Сахих Муслима, хадис от Джабира ибн ‘Абдуллаха под № 2014.

[14] Сахих аль-Бухари, хадис от Абу Хурайры под № 6616; Сахих Муслима, хадис № 2707.

[15] Сахих аль-Бухари, хадис от Абу Хурайры под № 5678.

[16] Сахих аль-Бухари, хадис от Абу Хурайры под № 6616; Сахих Муслима, хадис № 2707.


Поделиться