Умра Пророка ﷺ


بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ

Сказал Всевышний Аллах в Священном Коране:

وَأَتِمُّوا الْحَجَّ وَالْعُمْرَةَ لِلَّهِ ۚ 

«Завершайте Хадж и умру во имя Аллаха»
[сура «аль-Бакъара», аят 196].

В достоверном сборнике имама аль-Бухари передается от Анаса Ибн Малика, что Пророк ﷺ совершил четыре умры[1]. Все они были совершены в месяце зу ль-къа’да, кроме последней, совершённой во время прощального Хаджа. Поэтому умру желательно совершать в месяц зу ль-къа’да. А если человек совершает Хадж, то умру он совершает вместе с ним в зу ль-хиджа.

Мы знаем, что умра является обязательной, по мнению большинства ученых[2], и это также мнение большинства сподвижников[3]. Для кого же она является обязательной? Как сказал об этом поэт:

العقل والبلوغ واقتدار     شرط وجوب الحج واعتمار

Разум, совершеннолетие и возможность являются условиями обязательности Хаджа и умры. Три вещи: разум, совершеннолетие, материальные и физические возможности. Поэтому тот, кто имеет возможность сделать умру, является совершеннолетним и разумным, обязан совершить ее хотя бы один раз в своей жизни.

Первое, на что следует обратить внимание каждому желающему совершить умру, — это его искренность, потому что ее необходимо придерживаться во всех видах поклонения. Искренность и следование Пророку ﷺ являются условиями любого поклонения. Таким образом, первое — человек должен совершать умру ради Аллаха, а не ради того, чтобы сказали, что он поехал в Мекку, или чтобы его назвали паломником, и не ради того, чтобы фотографироваться там и сообщать об этом всему миру. Только ради Аллаха, намереваясь совершить это поклонение искренне перед Ним, отвечая на Его призыв и выполняя возложенную Им обязанность. И второе — необходимо следовать Пророку ﷺ в каждом поклонении, поскольку если мы будем искренни, но будем совершать поклонение так, как мы хотим, то оно не будет принято от нас. Для чего же еще был послан к людям наш Пророк ﷺ, как не для следования ему?! Поэтому одной лишь искренности недостаточно, в противном случае многие заблудшие могли бы аргументировать заблуждения, в которые они впали, своей искренностью перед Аллахом. Необходимо и быть искренним, и следовать Пророку ﷺ.

Второе, на что следует обратить внимание перед совершением умры, — люди, которые будут спутниками паломника. Мы сейчас говорим о человеке, который хочет совершить умру, но еще не отправился в эту поездку. Ему необходимо выбрать подходящую группу людей, с которыми он поедет на умру, и для этого он может сделать истихару. Человек не делает истихару на то, совершить ему умру или нет, потому что она обязательна, а истихару совершают относительно вещей, в которых есть сомнение. В том, что умра обязательна, никаких сомнений нет. Даже если мы скажем, что умра — это Сунна, она как минимум является единогласно узаконенной. Однако человек может сделать истихару, ища помощи у Аллаха и знака от Него относительно группы, с которой он поедет.

Например, в этом году на умру из его города отправляются три группы, в каждой из которых свой состав и свои руководители; и человек делает истихару, с какой группой ему лучше поехать с точки зрения набожности, богобоязненности, праведности спутников, профессионализма руководителей группы в вопросах этой поездки и так далее.

Далее следует обратить внимание на «мауакъит». Что это такое? Бывает «мауакъит замания» и «мауакъит макания» — это определение времени и места. Что касается времени, то умру дозволено совершать в любое время, у нее нет «мауакъит замания». В любое время человек может приехать и сделать умру. Что же касается «мауакъит макания», то существуют определенные места, где прибывающие на священную землю должны войти в состояние ихрама, перед тем как зайти в Мекку. У Благородной Мекки есть определенные границы, их называют «микъатами», и паломники останавливаются там, соблюдая их, и переходят в состояние ихрама: надевают определенную одежду, делают определенное намерение, совершают определенные действия, говорят определенные слова, для того чтобы стать мухримом, то есть войти в состояние ихрама. Все это необходимо сделать, когда человек доходит до микъата.

Здесь важно сказать, что некоторые люди, отправляющиеся в Хадж или умру из России или других стран постсоветского пространства, прилетают на самолетах в портовый город Джидда, а Джидда не является микъатом. Поэтому прилетающие туда обязаны войти в состояние ихрама до приземления. Обычно экипажи самолетов, летящих в Джидду, предупреждают путешественников, что они приближаются к микъату, чтобы люди переоделись и сделали намерение для вхождения в состояние ихрама. Этот вопрос задают многие люди, и он очень важен, поскольку если ты миновал микъат и не вошел в состояние ихрама, то ты должен вернуться на микъат и сделать это. Неважно, поступил ли ты так специально, по забывчивости, или по незнанию — ты обязан приступить к этому поклонению (Хаджу или умре) в состоянии ихрама.

Те, кто летит в Медину или другие города, могут прилететь, не входя в состояние ихрама, и потом, уже направляясь на такси или автобусе из этого города в Мекку, остановиться возле микъата — ему сообщат, где это, — и там войти в состояние ихрама. А вот те, кто летит, например, из наших стран в Джидду, должны обратить на это внимание. Они могут переодеться в одежду ихрама уже в аэропорту вылета, а подлетая в самолете к микъату, произнести слова вхождения в это поклонение, которые мы приведем ниже.

Облачиться в ихрам не означает вступить в состояние ихрама, его можно и дома надеть. Вступление в состояние ихрама — это намерение, а затем произнесение тех слов, которые вводят человека в это состояние. Поэтому необходимо, чтобы человек, который проезжает микъат — по земле или по воздуху, — не миновал его, не сделав намерения. Это очень важно.

Что касается того, кто прибыл на микъат, выехав из Медины или другого города, то есть несколько Сунн, которые Пророк ﷺ совершал в этом месте, прежде чем вступить в состояние ихрама: умащался благовониями[4], очищал ногти, совершал обязательную молитву, делал гусль. Это все пришло от Пророка ﷺ и его сподвижников.

Указание на совершение гъусля не пришло от Пророка ﷺ , и он не повелевал совершать его никому, кроме Асмы бинт ‘Умайс[5], да будет доволен ею Аллах, известной сподвижницы, которая родила во время Хаджа в микъате. Однако некоторые сподвижники совершали гусль[6].

То же самое касается молитвы. Достоверно известно, что Пророк ﷺ прибыл на микъат во время послеобеденной молитвы, поэтому он совершил обязательную молитву и после этого вступил в состояние ихрама[7]. А какой-то определенной молитвы для ихрама не существует. Некоторые прибывают на микъат и совершают какую-то молитву, для чего нет никаких оснований. Человек может подождать на микъате наступления времени обязательной молитвы, совершить ее, а затем войти в состояние ихрама, это лучше для него, поскольку так он последует Сунне Пророка ﷺ. Но не нужно придумывать какую-то особенную молитву для ихрама, нет ничего достоверного на этот счет[8].

После того, как человек переоделся, он делает намерение и входит в состояние ихрама. Женщины не переодеваются, для них ихрамом является их обычная одежда по единогласному мнению ученых[9], они просто делают намерение. Мужчины же надевают два белых полотна на голое тело[10]. Все свои вещи, которые человек носил, он должен поменять на эти два полотна, которые можно приобрести в микъате.

После того, как он надел их и совершил обязательную молитву, если подошло ее время, то садясь в машину произносит: «لَبَّيْكَ عمرة» [ляббайкя умра] — если он совершает умру за себя. А если он совершает ее за кого-то из своих умерших родственников: отца, мать, дедушку или другого человека, — то он говорит:

«لَبَّيْكَ عمرة عن …» [ляббайкя умра ‘ан …][11], и произносит имя.

Он намеревается в сердце и говорит это вслух языком, что является Сунной[12]. И в этом состоянии он начинает свое поклонение — умру. С этого момента он начинает читать тальбийю:

لَبَّيْكَ اللَّهُمَّ لَبَّيْكَ ، لَبَّيْكَ لا شَرٍيك لَك لَبَّيْكَ ، إنَّ الحَمْدَ والنِعْمَةَ لَكَ والمُلْك ، لا شَرِيِكَ لك

[Ляббайкя Аллахумма ляббайкя, ляббайкя ля шарикя лякя ляббайкя; инна-ль-хамда, уа-н-ни’мата лякя уа-ль-мулька, ля шарикя лякя][13]

Читать этот зикр, повышая свой голос, является Сунной по единогласному мнению ученых[14], пока не доезжает до Запретной Мечети аль-Харам, не заходит в саму мечеть и не начинает обход вокруг Каабы — тауаф.

В состоянии ихрама паломник должен отдаляться от девяти вещей, на чем единогласно сошлись все ученые, будь это во время Хаджа или умры. Мы вкратце перечислим их здесь:

1.   удаление волос на теле;

2.  удаление ногтей;

3.  использование благовоний;

4.  охота;

5.  помолвка;

6.  никях;

7.  близость между мужем и женой.

Две вещи запрещены только для мужчин, а это:

1.  покрывать голову;

2.  надевать сшитую одежду.

Две вещи запрещены только для женщин, а это:

1.  надевать никъаб;

2.  надевать перчатки[15].

Должен ли человек, совершивший что-либо из этого, резать барашка в качестве искупления? Относительно этого есть разногласия. Мы не сможем сейчас все это подробно объяснить, возможно, мы тоже разберем его позже. Однако, по единогласному мнению ученых, совершивший что-либо из упомянутого выше должен сделать таубу, потому что он нарушил состояние ихрама.

По поводу женщин и покрытия ими лица — во время ихрама запрещается надевать никъаб, который касается лица. Однако если вуаль опускается на лицо, не касаясь его, то в состоянии ихрама это разрешено. Если же рядом с ней находится посторонний мужчина, то, конечно же, она должна закрывать свое лицо даже в состоянии ихрама. Однако надевать никъаб и перчатки ей запрещено.

На сегодняшний день есть забытая Сунна: совершать гъусль перед входом в Мекку, как это делал Пророк[16]ﷺ. Паломник может совершить эту Сунну, если есть такая возможность.

После того, как он заходит в аль-Харам и видит Каабу, не нужно поднимать руки и читать какие-то специальные дуа или азкары, все сообщения о подобном являются слабыми и недостоверными, однако нужно поприветствовать этот Дом. Если он является паломником, совершающим Хадж или умру, он сразу делает тауаф, и это его приветствие. Если он заходит в мечеть аль-Харам, не являясь паломником, то он совершает два ракаата молитвы, как во всех остальных мечетях. Таким образом, есть два вида приветствия этого Запретного Дома: тауаф для паломников и два раката приветствия для тех, кто паломником не является, то есть уже совершил паломничество, находится в Мекке и заходит в эту мечеть.

Взять омовение для совершения тауафа является узаконенным по единогласному мнению ученых[17], но не является обязательным, и он действителен без омовения[18].

Тауаф начинается от Черного камня произнесением слов: «Аллаху Акбар»[19]. Это является одним из условий тауафа, и круг, который был начат не с Черного камня, не засчитывается[20]. Если паломник может поцеловать его, то это является Сунной[21] и он начинает с этого; если не может поцеловать, то прикасается к нему рукой и целует свою руку[22]; если не может прикоснуться рукой, то дотрагивается какой-либо вещью и целует ее[23], например тростью; если не может сделать этого, то просто указывает рукой на него, без поцелуя. Все это является Сунной и пришло от Пророка ﷺ и его сподвижников. Итак, тауаф начинается с Черного камня, после этого совершается семь кругов.

Сунной во время совершения тауафа являются несколько вещей. Во-первых, желательно пройти первые три круга быстрым шагом, чтобы ни с кем не столкнуться, или легким бегом; такой легкий бег называется «рамль»[24]. Это касается только первых трех кругов[25] и только первого тауафа, то есть того, который совершает человек, пришедший в Мекку для большого или малого паломничества. Во всех остальных видах тауафа (прощальный тауаф и тауаф Хаджа) рамль не узаконен и его делать не нужно. Также эта Сунна касается только мужчин по единогласному мнению всех ученых[26].

Вторая сунна — открыть правое плечо для мужчины[27]. Этот тауаф паломник совершает с открытым правым плечом. Но после тауафа его следует закрыть, не нужно оставлять его открытым, совершая другие ритуалы. Правое плечо остается открытым только во время тауафа.

Также Сунной является чтение дуа из Корана между Йеменским углом и тем, где находится Черный камень, которое читал наш Пророк[28]ﷺ:

 رَبَّنَا آتِنَا فِي الدُّنْيَا حَسَنَةً وَفِي الْآخِرَةِ حَسَنَةً وَقِنَا عَذَابَ النَّارِ

[Раббана атина фи д-дунья хасана, уа фи ль-ахирати хасана, уакъина ‘азаб ан-нар]

«Господь наш! Одари нас добром в этом мире и добром в Последней жизни и защити нас от мучений в Огне»
[сура «аль-Бакъара», аят 201].

Что касается всего остального, то неизвестно, чтобы Пророк ﷺ или кто-то из сподвижников читал во время этого тауафа какие-то определенные дуа, или азкары, или суры из Корана. Однако человек имеет право читать те дуа, азкары или суры Корана, которые пожелает. Но не следует говорить, что это Сунна, что так делал Пророк ﷺ или его сподвижники, так как ничего подобного достоверно не известно.

Таким образом, паломник начинает тауаф с Черного камня — Кааба находится слева от него[29] — и делает семь кругов вокруг Каабы[30].

Во время тауафа разрешается разговаривать, если есть в этом нужда. В остальных случаях это является нежелательным[31]. Известно, что Ибн ‘Аббас совершая тауаф обучал некоторых своих учеников науке ан-наху, да будет доволен им Аллах. В этом нет проблем, главное, чтобы это не выходило за рамки разумного. Человек должен понимать, где он находится, не нужно забываться, начинать шутить, хохотать или делать видеосъемку — все это неприемлемо. Не должно быть никаких видеозаписей, криков, хохота, бесед о дунья, от всего этого необходимо отдаляться.

Если во время совершения тауафа прозвучал призыв к обязательной молитве, то паломник совершает эту обязательную молитву с намерением вернуться к тауафу после нее, и продолжает выполнять тауаф дальше с того места где он остановился[32], не нужно начинать его заново. Например, если человек сделал три круга тауафа и услышал азан, то он останавливается, делает намаз, а потом совершает оставшиеся четыре круга своего тауафа.

В вопросах, которые возникают у людей насчет тауафа, часто встречается «мультазам». Что это такое? Это место между дверью Каабы и Черным камнем. Часто можно увидеть, что люди долго стоят возле этого места и делают дуа. Ни от нашего Пророка ﷺ, ни от сподвижников, кроме Ибн ‘Аббаса, не пришло ничего достоверного относительно подобных действий. Достоверно известно, что Ибн ‘Аббас стоял в этом месте, прислонившись к Каабе, и делал дуа. Поэтому, если кто-то совершает подобное, исходя из деяний Ибн ‘Аббаса, то он имеет на это право; но до нас не дошло, что тот, кто был лучше Ибн ‘Аббаса, делал это. А ведь каждое слово, каждое действие Посланника Аллаха ﷺ было запечатлено; когда он совершал умру или Хадж, с ним было много сподвижников, и они передавали каждую мелочь. Пророк ﷺ не делал этого, и поэтому мы тоже этого не делаем.

Еще один часто задаваемый вопрос. Можно ли проходить перед людьми, которые молятся без сутры? Некоторые сказали, что в аль-Хараме это дозволено. Мне не известно ни одного довода на то, что эта мечеть отличается в этом плане от других мечетей. Человек не имеет права проходить перед молящимся, если перед последним не установлена сутра. Однако некоторые ученые, такие как шейх аль-Ислям Ибн Таймия, сказали, что при сильной давке, когда у людей нет возможности нормально двигаться, делается послабление. То есть иногда дозволено пройти перед молящимся без сутры человеком, но не из-за того, что это происходит в аль-Хараме, а из-за сильной давки. Это может касаться как аль-Харама, так и любой другой мечети.

После того, как человек завершил свой тауаф, он отправляется за макъам Ибрахима и совершает там два раката молитвы[33]. Все сообщения о том, что Посланник Аллаха ﷺ читал в этой молитве какие-то особенные суры, такие как «аль-Кяфирун» или «аль-Ихляс», являются недостоверными, как сказал Хатыб аль-Багъдади[34] и другие ученые.

Если из-за большого скопления людей паломник не может совершить эти два ракаата молитвы за макъамом Ибрахима, он совершает их в любом другом месте Харама[35]. После этого является Сунной пойти и прикоснуться к Черному камню[36].

Затем паломник отправляется к источнику Зам-Зам и пьет из него[37], как передается об этом в достоверных хадисах от нашего Пророка ﷺ.

После выполнения этой Сунны паломник отправляется совершать «са’и» между холмами Сафа и Маруа. Начинать следует с холма Сафа. Омовение для этого не является обязательным[38]. Если мы говорим, что это необязательно, из этого не следует, что его не нужно брать. Некоторые неправильно понимают эти слова. Мы говорим, что омовение не является обязательным, потому что на его обязательность нет ясного и достоверного довода. Есть фетвы саляфов, которые говорят об обратном. Но из этого не следует, что не нужно брать омовение. Нужно! Чем больше человек находится в состоянии омовения, тем лучше, особенно при совершении этих видов поклонения. Но обязательным условием этих поклонений это не является — вот что имеется в виду.

Са’и — ходьба между Сафа и Маруа — всегда связан с большим либо малым паломничеством, то есть его нельзя совершать отдельно от паломничества[39], в отличие от тауафа. Например, человек совершил умру, вышел из ихрама — и на следующий день он может придти к Каабе уже в своей одежде и сделать тауаф еще раз. И каждый день может его совершать, чем больше, тем лучше. Однако са’и совершается только с Хаджем или умрой, отдельного такого поклонения нет, как нет и отдельного поклонения бросанием камней в Джамарате, так как это обряды, которые являются частью Хаджа или умры.

Итак, паломник начинает са’и с холма Сафа, подойдя к которому читает аят из Корана, как это делал наш Пророк ﷺ:

إِنَّ الصَّفَا وَالْمَرْوَةَ مِن شَعَائِرِ اللَّهِ ۖ فَمَنْ حَجَّ الْبَيْتَ أَوِ اعْتَمَرَ فَلَا جُنَاحَ عَلَيْهِ أَن يَطَّوَّفَ بِهِمَا ۚ وَمَن تَطَوَّعَ خَيْرًا فَإِنَّ اللَّهَ شَاكِرٌ عَلِيمٌ

«Воистину, ас-Сафа и аль-Маруа — одни из обрядовых знамений Аллаха. Кто совершает Хадж к Каабе или малое паломничество, тот не совершит греха, если пройдет между ними. А если кто добровольно совершает доброе дело, то ведь Аллах — Признательный, Знающий»
[сура «аль-Бакъара», аят 158].

После чего говорит: «أبْدَأ بِـمَا بَدَأَ اللهُ بِهِ» [Абдау бима бадааЛлаху бихи], как это передается в достоверном хадисе[40].

Потом он трижды говорит: «Аллаху акбар» и произносит следующие слова, как это делал Пророк ﷺ:

«لَا إِلَهَ إِلاَّ اللهُ وَحْدَهُ لَا شَرِيْكَ لَهُ، لَهُ الـمُلْكُ ولَهُ الـحَمْدُ، وَهُوَ عَلَى كُلِّ شَيءٍ قَديرٌ، لَا إلَهَ إِلاَّ اللهُ وَحْدَهُ، أَنْجَزَ وَعْدَهُ، وَنَصَرَ عَبْدَهُ، وهَزَمَ الأَحْزَابَ وَحْدَهُ»

[Ля иляха илляЛлаху уахдаху ля шарикаляху. Ляху ль-мульку уа ляху ль-хамду уа хууа ‘аля кули шай ин къадир. Ля иляха илляЛлаху уахдаху анджаза уа’даху уа насора ‘абдаху уахазама ль-ахзаба уахдаху][41].

После он делает дуа с поднятыми руками в сторону Каабы, и повторяет это трижды[42]. Затем направляется в сторону Маруа. Когда он дойдет до середины долины, расположенной между этими холмами, там будут две зеленые отметки, расстояние между которыми желательно пробежать. Это касается только мужчин, также как и легкий бег во время тауафа. Бежать между двумя зелеными отметками для мужчин желательно с усердием, это является Сунной[43].

Когда он доходит до холма Маруа, он читает трижды те же азкары и дуа, за исключением чтения аята и слов «أبْدَأ بِـمَا بَدَأَ اللهُ بِهِ» [абдау бима бадааЛлаху бихи], и повторяет это когда доходит до каждого из холмов.

Во время са’и паломник читает мольбы, какие пожелает: за себя, своих родственников, своих близких, за своих братьев-мусульман и сестер-мусульманок во всем мире. Нет каких-то определенных молитв, кроме тех, которые Пророк ﷺ читал, когда он вступал на Сафа и Маруа.

Седьмое, последнее, хождение завершается на холме Маруа. После завершения са’и также нет никаких определенных зикров или молитв, паломник не останавливается и сразу уходит с этого места.

Затем мужчины либо бреются, либо подстригаются[44], а женщины укорачивают свои волосы на величину фаланги и таким образом выходят из ихрама и завершают свою умру.

Часто спрашивают, обязательно ли тому, кто делает умру, совершать прощальный тауаф? Нет, это не является ни обязательным, ни узаконенным, поскольку относится к обрядам Хаджа, а не умры.

Это краткое описание умры Посланника Аллаха ﷺ. В завершение следует подчеркнуть некоторые моменты, которые важно закрепить. У умры есть три столпа, без которых она не принимается: ихрам, то есть намерение на вход в это состояние, тауаф и са’и. Также есть обязательные действия: ихрам в микъате, отдаление от всего, что нарушает ихрам, и завершение умры либо подстриганием, либо сбриванием волос.

Просим у Аллаха, чтобы каждый совершил умру в соответствии с Сунной нашего Пророка ﷺ искренне и чтобы все это было от него принято!

Можно ли делать умру за другого человека, после того, как сделал ее за себя?

Относительно этого среди ученых есть разногласия. Конечно, лучше, если человек совершит каждое поклонение в отдельном путешествии. Если человек приехал в Мекку, сделал умру за себя и знает, что в следующем году у него будет возможность приехать еще раз, то пусть он совершит отдельное путешествие для того, чтобы сделать умру за другого. Однако если человек знает, что, скорее всего, с вероятностью 90%, в силу своего материального положения или физического состояния он больше не сможет приехать в Мекку, то он может сделать умру и за своих родственников. Завершив свою умру он выходит из аль-Харама, едет до мечети Айши, да будет доволен ею Аллах, там заново входит в ихрам с намерением совершить умру за такого-то человека и совершает ее. Для людей, которые, скорее всего, больше не смогут приехать, но хотели бы сделать умру за своих умерших родственников-мусульман, это разрешено.

Можно ли вступить в состояние ихрама заранее, например в Турции, если о микъате объявляют на турецком языке, которого не понимаешь?

Надевать ихрам дозволено даже дома, однако лучше входить в состояние ихрама приближаясь к микъату, то есть делать намерение и произносить слова.

Можно ли совершить умру, если не совершал Хадж?

Можно, нет никаких проблем.

Мы прибываем утром. Можно ли сперва отдохнуть и набраться сил в гостинице, а потом пойти в Харам и совершить умру.

Можно. Если человек нуждается в отдыхе, то ему лучше отдохнуть, а потом спокойно сделать умру.

Если мы прибываем в мечеть во время аср-намаза, между двумя молитвами: зухр и аср, — что мы первым делом должны совершить: тауаф или фард?

Если ты пришел в мечеть и призвали к молитве, то ты становишься на молитву, с намерением продолжить тауаф после нее. После окончания молитвы продолжаешь с того места, где остановился.

Если человек сделал тауаф, а потом обнаружил наджас на одежде, как ему поступить? Количество наджаса имеет значение? Если это маленькая капля крови, например?

Если после тауафа был обнаружен наджас на одежде, то этот тауаф необходимо переделать, согласно более сильному мнению ученых. В этом вопросе есть разногласия, но, конечно, лучше переделать, если это явный наджас. Если это маленькая капля, то это не влияет.

Вопрос о перелете из Турции. На турецких авиалиниях объявление о микъате дают на турецком языке, поэтому существует вероятность не понять и пропустить его. Можно ли войти в состояние ихрама еще в Турции?

Мы уже говорили, что можно. Это противоречит Сунне, но сказать, что это запрещено, мы не можем. Паломник может войти в состоянии ихрама еще в Турции. Например, он садится в самолет и боится, что проспит и пролетит микъат. Тогда ему лучше надеть ихрам, взять намерение и войти в состояние ихрама. И потом, если он заснет и проснется уже в Джидде, ничего страшного, так как он уже мухрим.

Можно ли женщине подстричь только одну прядь волос, или необходимо укоротить на фалангу пальца волосы по всей голове?

Да, можно только одну прядь.

Поясните, пожалуйста, насчет вуали в ихраме. Ведь вуаль все равно будет касаться лица.

Имеется в виду вуаль, которая не касается. Обычно надевают на голову небольшой козырек, а уже затем вуаль, чтобы в нормальном состоянии она не касалась лица. Если подул ветер и из-за этого ткань попала на лицо, то это не страшно.

Если после прибытия в Мекку женщина обнаруживает, что у нее начался хайд, что ей делать и может ли она присутствовать на уроках?

На уроках присутствовать можно, но лучше не заходить в аль-Харам в этом состоянии.

Есть ли достоверные сообщения о достоинстве Черного камня?

Достоверно известно, что Пророк ﷺ целовал Черный камень. И нет больше ни одного камня в этом мире, целование которого являлось бы поклонением. Также известно, что он был белым и почернел от грехов людей, которые прикасались к нему.

Нужно ли в каждом круге тауафа прикасаться к Черному камню, если есть такая возможность?

Прикосновение при наличии возможности к Черному и Йеменскому камням является Сунной. Если такой возможности нет, то следует поднять руку в сторону Черного камня и сказать: «Аллаху Акбар!». В сторону Йеменского камня руку поднимать не нужно: если есть возможность, то паломник прикасается к нему, если нет — проходит, не поднимая руки.

А Аллаху известно лучше.

Абу Ислам аш-Шаркаси
Эр-Рияд, Саудовская Аравия
7 Ша’бан 1441 г. (31.03.2020)


[1] Сахих аль-Бухари, хадис № 1780.

[2] Это мнение шафи’итов (см. Аль-Маджму’ ан-Науауи, т. 7, с. 7), ханбалитов (см. Кашшаф аль-Къина’ аль-Бухути, т. 2, с. 376) и захиритов (см. Аль-Мухалля Ибн Хазма, т. 7, с. 38),

[3] См. аль-Ишраф Ибн аль-Мунзира, т. 3, с. 375; а также Шарх ас-Сунна аль-Багъауи, т. 15, с. 7.

[4] Доводом на это является хадис от ‘Аиши в Сахихе аль-Бухари под № 1539, а также в Сахихе Муслима под № 1189.

[5] Сахих Муслима, хадис от Джабира под № 1218.

[6] Мусаннаф Ибн Аби Шейбы, асар от Ибн ‘Умара под № 15847.

[7] Сахих Муслима, хадис от Ибн ‘Аббаса под № 1243.

[8] См. Нихая аль-Мухтадж ар-Рамли, т. 3, с. 272; аль-Инсаф аль-Мардауи, т. 3, с. 307; Маджму’ аль-Фатауа Ибн Таймии, т. 26, с. 108-109; Зад аль-Ма’ад Ибн аль-Къайима, т. 2, с. 107.

[9] Передали единогласное мнение об этом Ибн аль-Мунзир (см. аль-Ишраф, т. 3, с. 220), Ибн ‘Абд аль-Барр (см. иль-Истизкар, т. 4, с. 14), а также Ибн Рушд (см. Бидая аль-Муджтахид, т. 1, с. 326-327).

[10] Изар и Рида, что является узаконенным по единогласному мнению ученых, которое передали ан-Науауи (см. аль-Маджму’, т. 7, с. 217) и Ибн Таймия (см. Маджму’ аль-Фатауа, т. 26, с. 109).

[11] Сахих аль-Бухари, хадис от Анаса ибн Малика под № 4353; Сахих Муслима, хадис под № 1232.

[12] Это мнение ханафитов (см. Хашия ибн ‘Абидина, т. 2, с. 483), ханбалитов (см. Кашшаф аль-Къина’ аль-Бухути, т. 2, с. 408; а также Шарх ‘Умда аль-Фикъх Ибн Таймии, т. 2, с. 436).

[13] Это и есть Тальбия Посланника Аллаха ﷺ, которая передается в хадисе от ‘Абдуллаха ибн ‘Умара в Сахихе аль-Бухари под № 1549, и в Сахихе Муслима под № 1184.

[14] См. Шарх ан-Науауи на Сахих Муслима, т. 8, с. 232.

[15] Перчатки также запрещены и для мужчин, и они входят в запрет на надевание сшитой одежды.

[16] Сахих аль-Бухари, хадис от Ибн Умара под № 1573; Сахих Муслима, хадис № 1259. Также на это указывает предание от Ибн ‘Умара, которое передал Ибн Аби Шейба в Мусаннафе под № 15847; а также аль-Баззар под № 6158; и ат-Табарани под № 14034, т. 13, с. 273. Предание посчитали достоверным аль-Хайсами (см. Маджма’ аз-Зауаид, т. 3, с. 220) а также Ибн Хаджар (см. аль-Футухат ар-Раббания, т. 4, с. 350).

[17] Единогласное мнение ученых передает Ибн Рушд в Бидая аль-Муджтахид, т. 1, с. 342. Доводом на это является хадис от Аиши, который передает аль-Бухари в Сахихе под № 1641, а также Муслим в Сахихе под № 1235.

[18] Это мнение ханафитов (см. аль-Мабсут ас-Сарахси, т .4, с. 35), некоторых ханбалитов (см. Тахзиб ас-Сунан Ибн аль-Къайима, т. 1, с. 97; аль-Инсаф аль-Мардауи, т. 1, с. 164), Ибн Хазма (см. аль-Мухалля, т. 5, с. 189) и Ибн Таймии (см. Маджму аль-Фатауа, т. 26, с. 214).

[19] Доводом на это является хадис от Ибн Аббаса в Сахихе аль-Бухари под № 1613. Что же касается произнесения слов «БисмиЛлях» до такбира, то это достоверно передается от действия Ибн Умара (см. ат-Тальхис аль-Хабир Ибн Хаджара, т. 2, с. 537).

[20] Это мнение шафиитов (см. Маджму’ ан-Науауи, т. 8, с. 32), ханбалитов (см. Кашшаф аль-Къина’ аль-Бухути, т. 2, с. 485), ханафитов (см. аль-Мабсут ас-Сарахси, т. 4, с. 81), а также одно из мнений маликитов (см. аз-Захира аль-Къаррафи, т. 3, с. 240).

[21] Доводом на это является хадис от Ибн Умара в Сахихе аль-Бухари под № 1597; а также в Сахихе Муслима под № 1270.

[22] Доводом на это являются хадис от Ибн Умара в Сахихе Муслима под № 1268.

[23] Доводом на это является хадис от Абу Туфейля в Сахихе Муслима под № 1275.

[24] Рамиль является Сунной по единогласному мнению четырех мазхабов: ханафитов (см. аль-Мабсут ас-Сарахси, т. 4, с. 17), маликитов (см. аль-Кафи Ибн ‘Абд аль-Барра, т. 1, с .366), шафиитов (см. аль-Маджму’ ан-Науауи, т. 8, с. 14), и ханбалитов (см. Кашшаф аль-Къина’ аль-Бухути, т. 2, с. 480).

[25] Доводом на это является хадис от Ибн ‘Умара, который передает аль-Бухари в Сахихе под № 1617, а также Муслим в своем Сахихе под № 1261.

[26] Единогласное мнение о том, что это не узаконено для женщин, передал Ибн аль-Мунзир (см. аль-Иджма’, с. 55), а также ат-Тахауи (см. Ахкам аль-Къуран, т. 2, с. 107), Ибн ‘Абд аль-Барр (см. ат-Тамхид, т. 2, с. 78) и другие.

[27] Открытие правого плеча является Сунной по мнению большинства ученых: ханафитов (см. Хашия ат-Тахтауи, т. 1, с. 479), шафиитов (см. аль-Маджму ан-Науауи, т. 8, с. 14), и ханбалитов (см. аль-Инсаф аль-Мардауи, т. 4, с. 16).

[28] Доводом на это является хадис от Абдуллаха ибн ас-Саиба в Сунан Абу Дауда под № 1892; а также в Муснаде Ахмада под № 15435.

[29] То, чтобы Кааба находилась слева от паломника, является условием тауафа по мнению большинства ученых. Об этом сказали маликиты (см. Мауахиб аль-Джалиль аль-Хаттаб, т. 4, с. 97), шафииты (см. аль-Маджму’ ан-Науауи, т. 8. с. 60) и ханбалиты (см. аль-Инсаф аль-Мардауи, т. 4, с. 16; а также аль-Икъна’ аль-Хаджауи, т. 1, с. 383).

[30] Совершить семь кругов вокруг Каабы является условием тауафа, и не принимается меньше этого по мнению большинства ученых из числа маликитов (см. Мауахиб аль-Джалиль аль-Хаттаб, т. 4, с. 90), шафиитов (см. Рауда ат-Талибин ан-Науауи, т. 3, с. 82), ханбалитов (см. аль-Инсаф аль-Мардауи, т. 4, с. 16), одно из мнений ханафитов (см. Фатх аль-Къадир, т. 3, с. 56; а также Хашия ибн ‘Абидин, т. 2, с. 552).

[31] Это мнение ханафитов (см. аль-Мабсут ас-Сарахси, т. 4. С. 83), маликитов (см. аль-Кафи Ибн ‘Абд аль-Барра, т. 1, с. 369) и ханбалитов (см. Кашшаф аль-Къина’ аль-Бухути, т. 2, с. 481; а также аль-Мугъни Ибн Къудамы, т. 3, с. 343).

[32] Это мнение большинства ученых, которое упомянули ханафиты (см. Хашия ибн ‘Абидин, т. 2, с. 497), маликиты (см. Мауахиб аль-Джалиль аль-Хаттаб, т. 4, с. 105), шафииты (см. аль-Маджму’ ан-Науауи, т. 8, с. 47), а также это мнение Ибн Хазма (см. аль-Мухалля, т. 7, с. 202).

[33] Это является Сунной муаккада, как об этом сказали шафииты (см. аль-Маджму’ ан-Науауи, т. 8, с. 62), ханбалиты (см. аль-Инсаф аль-Мардауи, т. 4, с. 15), а также Ибн Хазм (см. аль-Мухалля, т. 5, с. 83).

[34] См. аль-Фасль ли ль-Усуль аль-Мудрадж фи ан-Накъль аль-Багъдади, т. 2, с. 670-675.

[35] Это является единогласным мнением четырех мазхабов: ханафитов (см. Табйин аль-Хакъаикъ аз-Зейля’и, т. 2, с. 18), маликитов (см. аль-Кафи Ибн ‘Абд аль-Барра, т. 1, с. 367), шафиитов (см. аль-Маджму’ ан-Науауи, т. 8, с. 49) и ханбалитов (см. аль-Кашшаф аль-Къина’ аль-Бухути, т. 2, с. 484).

[36] Доводом на это является хадис Джабира ибн ‘Абдуллаха в Сахихе Муслима под № 1218.

[37] Доводом на это является хадис Джабира ибн ‘Абдуллаха в Сахихе Муслима под № 1218.

[38] Единогласное мнение ученых по этому поводу передал Ибн аль-Мунзир в аль-Иджма’, с. 56; а также Ибн ‘Абд аль-Барр в аль-Истизкар, т. 4. С. 178.

[39] Единогласное мнение о недозволенности совершения Са’и кроме как во время Хаджа или умры передают: ат-Тахауи (см. Ахкам аль-Къуран, т. 2, с. 100), Ибн Батталь (см. Шарх Сахиха аль-Бухари, т. 4, с. 329), Ибн аль-Муляккъин (см. ат-Таудых лишарх аль-Джами’ ас-Сахих, т. 11, с. 500), Ибн Хаджар (см. Фатх аль-Бари, т. 3, с. 499), аль-‘Айни (см. Умда аль-Къари, т. 9, с. 286), и другие.

[40] Сахих Муслима, хадис от Джабира под № 1218.

[41] Перевод: «Нет божества, кроме Аллаха, единого, не имеющего сотоварищей. Ему принадлежит власть и вся хвала, и Он над всякой вещью мощен. Нет божества, кроме Аллаха, единого, исполнившего свое обещание, давшего победу своему рабу и уничтожившего племена».

[42] См. вышеупомянутый хадис.

[43] Это является Сунной согласно единогласному мнению ученых, как это передал Ибн ‘Абд аль-Барр (см. аль-Истизкар, т. 4, с. 201), а также ан-Науауи (см. Шарх ан-Науауи ‘аля Минхадж, т. 9, с. 7). Доводом на это является хадис от Ибн ‘Умара, который передает аль-Бухари в Сахихе под № 1617; а также Муслим в Сахихе под № 1261.

[44] Побрить волосы или подстричь их является уаджибом согласно мнению большинства ученых: ханафитов (см. Хашия Ибн ‘Абидин, т. 2, с. 468), маликитов (см. Хашия аль-‘Адауи, т. 1, с. 683) и ханбалитов (см. Кашшаф аль-Къина’ аль-Бухути, т. 2, с. 521). Доводом на это являются 27-ой аят из суры «аль-Фатх», а также хадис Абдуллаха ибн ‘Умара, который передает аль-Бухари в Сахихе под № 4252.


Поделиться